Что такое компетенция

Есть разные определения данного явления. Многие понимают компетенцию как опыт, умения. Рассмотрим несколько определений, которые чаще всего встречаются в соответствующей литературе.
  1. «Формально описанные требования к личностным, профессиональным и др. качествам кандидата на поступление, сотрудника, или к группе сотрудников компании» (управление персоналом).
  2. Совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица; определяет его место в системе государственных органов (Большой юридический словарь).
  3. Круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлён (Толковый словарь русского языка).
По сути, эти определения — разные аспекты одного и того же понятия: первое раскрывает аспект метрологической состоятельности описания какой-либо должности, второй — области ответственности, третий — полученный опыт. Рассмотрим, что же объединяет эти определения.

Компетенция связывает теорию и практику между собой, представляя собой систему.
Любая система обладает свойством эмерждентности, т.е. составление элементов в систему порождает новое качество. Примеры — помидоры+огурцы = салат (новый вкус), H2 + O = вода (новые качества: плотность другая, температура горения и т.д.), Маша + Петя = Семья (новые качества: способность к рождению и воспитанию детей и т.д.).
Соответственно, можно дать ещё одно определение, раскрывающее познавательный аспект данного понятия, что компетенция — это способность применять знания и умения (в их неразрывной взаимосвязи) для эффективного решения реальных задач. Новое качество, возникающее в результате образования подобной системы — эффективное решение задачи.
Таким образом, практика базируется на понятийном аппарате, мы можем объяснять, что делается. Теория проверяется на практике, в этой части понятийный аппарат связывается с реальностью, тем самым формируется основа эффективного действия и мозаичное мировоззрение, т. к. реальность не расщеплена на теорию и практику. Таким образом, компетенцию можно рассмотреть с позиции триединства, см. рис.компод 2

Процесс трансформации знаний и умений в компетенции являет собой суть использования компететностного подхода. Соответственно, образование должно формировать в первую очередь именно компетенции, т.е. базироваться на компетентностном подходе. Там же [1, с.73] читаем:

“Учитель должен быть не ретранслятором программных знаний, а прежде всего «режиссером» интеллектуальной деятельности учащихся. Ясно, что используемый информационный материал должен выполнять двойную роль: быть катализатором в развитии способностей и обеспечивать память человека жизненно значимым опытом.”.

В общем-то, можно только согласится с этим высказыванием. Хотя в этом источнике психика как хранилище компетенций отождествляется с вещественным телом человека, а носителем её является мозг.

Есть тот, кто знает, тот, кто умеет и тот, кто компетентен. Например, зритель знает, футболист умеет, а тренер — компетентен в игре в футбол.

Информация, поступающая в психику при знаниевом подходе к образованию, не проходит проверку, и в лучшем случае отмечается тегом “сомнительно”, что загружает область психики карантин (она существует, скорее всего, виртуально, группируя информацию с тегом «сомнительно») и осложняет выборку необходимой информации в нужный момент. А в худшем — принимается как истинное, например, вследствие того, что данная информация поступила от “авторитета”. Таким образом, возможно, что в бессознательное будет сгружена информация противоположного характера. Если эта информация будет использоваться для принятия решений, то это может вызвать “синдром буриданова осла”, который выражается в зависании психики и приводит к истерикам, стрессам или подобным негативным психическим проявлениям. Например, рассмотрим ситуацию, где некий субъект решает, отравиться алкоголем или нет, когда сидит в компании. Если для принятия решения будет привлечена информация, что “алкоголь — это яд” и одновременно, что “алкоголь — средство расслабления и избавления от стресса”, то принятие самостоятельного решения будет затруднено различными побочными эффектами, психика может «подвиснуть» и таким образом стать уязвимой для манипуляций. При компетентностном подходе информация по определению должна проверяться, путём использования этой информации как параметров умения, на практике. Соответственно, в результате этого разгружается карантин, информация упаковывается в компетенции, ускоряется доступ к необходимой информации. Также исключаются ситуации загрузки противоречий в психику, снижается давление на психику и количество стрессов.

Термин компетенция возник недавно, но само явление существовало всегда. Соответственно ему давались другие названия — мудрость, годность, сведущесть, дееспособность, целепригодность.
Рассмотрим очень простой бытовой пример компетенции.
Компетенция — закрепление сушилки для белья:
Требуемые для этого знания — гвоздь, верёвка, натянутая верёвка.
Необходимые умения — забить гвоздь, привязать верёвку, проверить натяжение.
Алгоритм, который приводит к результату, использующий знания и умения:

  1. Прибить доску №1 (использовать забить гвоздь).
  2. Прибить доску №2.
  3. Натянуть верёвку.
  4. Проверить, насколько натянута, при необходимости повторить 3.
Во истину последняя война — за истину
Виды власти

Добавить комментарий

Почта не будет опубликована / Обязательны для заполнения *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>